Один из ярких примеров участия героев в экономической деятельности в русских народных сказках – это сказка "Солдат и смерть". Главный герой – бывший солдат, возвращающийся домой после службы. По сюжету сказки, он встречает Смерть, заключает с ней сделку, благодаря чему получает мешок, ворующий людей. Солдат использует этот мешок для захвата злых духов и злодеев, что можно интерпретировать как форму социальной работы в контексте мифологической экономики.
Время действия сказок трудно определить точно, так как они передаются из уст в уста и адаптируются под разные временные контексты, но большинство из них разворачивается в неопределенном прошлом, где элементы феодальной системы смешиваются с магическими и мифологическими элементами. Страна, в которой живут персонажи, чаще всего не уточняется, но предполагается, что это древняя или мифическая версия России или славянских земель.
Еще один интересный экономический аспект содержится в сказке "Колобок". Колобок сам по себе является продуктом труда старушки, которая замесила его из муки. Затем этот колобок, оживившись, отправляется в путешествие. Это отражает не только экономический процесс производства пищевых продуктов, но и идею о ценности и потреблении продукта.
Эти примеры показывают, как даже в рамках народной сказки можно проследить элементы экономической деятельности, такие как торговля, труд и производство.